Совместимость оборудования

Разные конфигурации навигационных систем с многовариантными органами управле­ния могут создавать проблемы, связанные с различиями как методов работы с оборудовани­ем, так и форматов отображаемой информации. Такие проблемы могут возникать и при пу­танице с различными версиями программного обеспечения одного и того же оборудования. Что касается захода на посадку — многовариантность (смешивание) оборудования RNAV не­допустима.

При установке на борту ВС двух и более навигационных систем необходимо, как ми­нимум, учитывать приведенные ниже принципы совместимости, особенно для таких пилот­ских кабин, архитектура которых позволяет производить перекрестные подключения (на­пример, когда к дисплею № 1 можно подключить GNSS-2).

1. Ввод данных: если на борту установлены две навигационные системы, то методы ввода данных должны быть совместимы, а алгоритмы решения основных задач — похожи. Любые отличия должны быть исследованы на предмет увеличения рабочей нагрузки на лет­ный экипаж. Если ЛЭ допустил процедурную ошибку (например, при вводе данных, полу­ченных от дублирующей системы, в рабочую систему), то это не должно привести к появле­нию ложной информации, а ошибка должна быть легко обнаружена и устранена.

2. Масштабирование индикаторов боковых отклонений (двух систем) должно быть синхронным либо об изменении масштабов должны выдаваться предупреждения.

3. Символы дисплеев и индикация режимов работы: не должно быть противоречивых символов и табло (например, один и тот же символ в разных системах не должен использо­ваться с различным смыслом). Отличия в символах и индикации должны быть исследованы на предмет возможности возникновения путаницы.

4. Логика режимов: режимы взаимодействующего (с навигационной системой) обору­дования и его связи с другим оборудованием ВС должны быть совместимы.

5. Отказ оборудования: отказ одной из систем не должен приводить к появлению лож­ной информации.

6. Отображение данных: отображение основных навигационных параметров должно производиться в одних и тех же единицах измерения и с одинаковыми символами. Любое несоответствие в отображении основных навигационных параметрах (двумя системами) не может быть одобрено (сертифицировано).

7. Различия в базах данных: ввиду возможности конфликта двух баз данных любые от­личия в них недопустимы.

8. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна

(Перевод текста дан с небольшими сокращениями)

8.1. Новые или дооборудованные ВС: в РЛЭ ВС вносится, как минимум запись о том, что ВС и его оборудование, в том числе доработанное, сертифицировано по стандартам Р — RNAV либо имеют возможности RNP-1 или лучше.

Ограничиться этим можно при условии, что детальное описание установленной систе­мы и соответствующие инструкции и процедуры ее эксплуатации содержатся в других экс­плуатационных или учебных руководствах (У эксплуатантов России это РПП эксплуатан­та — часть А, глава 8 "Эксплуатационные процедуры" и часть D "Подготовка персонала").

8.2. Если в других эксплуатационных или учебных руководствах нет соответствующих материалов, то соответствующие изменения и дополнения по выполнению полетов P-RNAV вносятся в следующие разделы РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook (что применяется):

— ограничения:

— процедуры нормальной эксплуатации;

— процедуры при нештатных ситуациях;

— процедуры в аварийных ситуациях;

— летно-технические характеристики.

8.3. Для эксплуатируемых ВС со штатными системами RNAV. но в РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook которых не указаны или указаны не достаточно четко возможности этих систем, эксплуатант вместо изменений и дополнений, издаваемых конструкторскими бюро, может по согласованию с уполномоченным органом воспользоваться одной из следующих альтернатив:

1) в соответствии с п. 8.1.2 представить доказательную документацию и проект Допол­нения (в РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook), разработанные эксплуатантом в соответст­вии с указаниями п. 9.1 и в типовом формате, приводимом в Приложении Е; или

2) в соответствии с п. 8.1.2 представить доказательную документацию и предполагае­мые дополнения в Эксплуатационные спецификации, которые содержат информацию, анало­гичную той, которая обычно содержится в РЛЭ ВС.

8.4. Возможности систем, сертифицированных по RNP, превышают требуемые для вы­полнения полетов по P-RNAV. Такие системы обеспечивают более высокий уровень встро­енного контроля целостности навигационной информации и обеспечивают экипажу возмож­ность контролировать расчетную погрешность определения координат, что придает уверен­ность экипажу в точности работы системы. Поэтому те положения РЛЭ, в которых указано соответствие систем ВС определенным RNP, могут использоваться для подтверждения соот­ветствия систем RNAV требуемым навигационным характеристикам в каком-либо районе полетов.